Printed from bethana.org.ua

Любавический Ребе о просвещении

Любавический Ребе о просвещении

 почта

Rebe.jpg Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, признанный лидер и учитель, известный всему миру как Любавический Ребе, обладал глубочайшими познаниями как в духовных, так и в светских вопросах. Сила его учения состоит в том, что оно представляет собой развитие многовековой традиции Торы – той самой Торы, неколебимые истины которой являлись основой человечества с момента его сотворения. Духовное наследие Ребе несет на себе отпечаток его уникальной личности: удивительное сочетание теплоты и силы, простоты изложения и глубины мысли. Одна из самых поразительных особенностей таланта Любавического Ребе – способность обнаруживать скрытую связь явлений, приподнимать завесу над обыденными фактами жизни и постигать Б-жественную целостность окружающего мира.
Вклад Рабби Менахема-Мендла Шнеерсона в развитие еврейского образования в странах диаспоры был огромен. За четыре с лишним десятилетия своего лидерства по инициативе и при всемерной поддержке Любавического Ребе было открыто более двух тысяч образовательных учреждений во всем мире. В 1976 году, объявленном им «Годом просвещения», Ребе приступил к выполнению специального образовательного проекта. В результате его реализации в тот год появились десятки новых еврейских школ и детских учебно-рекреационных лагерей, образовательных программ. В 1978 году день рождения Ребе был объявлен в США Днем просвещения. С тех пор этот день отмечается ежегодно.

Давайте воспитание юноше по его уровню, тогда он, даже состарившись, не отвернется от него.

Книга Притчей, 22:6


Почему необходимо просвещение?

Если существует фактор, поддающийся нашему регулированию, способный повлиять на нас как на народ, то это просвещение. Просвещение – это фундамент цивилизации. Чтобы вырастить здоровых и высоконравственных людей, которые будут вести подвижническую жизнь, полную смысла, мы должны воспитывать наших детей. Просвещение – это обучение не только искусству жить, но и пониманию жизни. Что такое жизнь? Это признание Б-га и той миссии, которую Он поручил нам, – самосовершенствование и возвеличивание нашего мира.

Истинное просвещение – это нечто, проникающее в самые глубины человека, наделяющее его способностью использовать получаемую информацию для того, чтобы стать более плодотворным в мыслях и поступках. Мы учим детей различным наукам, чтобы они могли логически мыслить и понимать физические свойства мира, в котором живут; обмениваться своими идеями, заниматься бизнесом. Но ни одна из наук не влечет за собой обязательного воздействия на мораль, которой ребенок руководствуется в повседневной жизни. Передача информации является лишь одним и довольно простым компонентом просвещения. Истинное, жизненно важное просвещение заключается в обучении детей тому, что они должны нести ответственность перед Б-гом за соблюдение моральных и этических норм жизни. Это обеспечит им индивидуальную поддержку и будет способствовать созданию лучшего мира для их детей и грядущих поколений.

Поэтому задолго до того, как дети пойдут в школу, их следует учить добрым обычаям, умению распознавать добро и зло. Гораздо труднее влиять на уже сформировавшуюся личность, определившую для себя систему ценностей, влиять на ее мировоззрение.

Просвещение – это сама жизнь, и оно не заканчивается, пока жив человек. Формальное образование может прекратиться с окончанием школы, просвещение же становится более интенсивным по мере приобретения нами жизненного опыта и более глубокого осознания своего места в мире. Независимо от того, сколько нам лет или насколько мы продвинулись в интеллектуальном плане, мы всегда должны спрашивать себя: каково мое понимание внутренней, полной смысла жизни, насколько я счастлив? Многие из нас, возможно, будут удивлены, узнав, как трепетно молоды мы в своей духовности, как много еще нам предстоит узнать о своей душе и развитии связей с Б-гом.


Как следует воспитывать?

Вопрос, как воспитывать, аналогичен вопросам, как общаться, как зарабатывать деньги, наконец, как жить? Ответ на эти вопросы всегда будет один и тот же: через любовь. Разумеется, воспитание требует дисциплины, но даже в рамках этой дисциплины ученик должен чувствовать любовь учителя. В Талмуде сказано: "Правой рукой приближайте, а левой наказывайте" (Талмуд, Сота, 47а). Главная сила, символом которой является доминирующая правая рука, – это всегда любовь.

Такое воспитание отличается строгостью, требует интеллектуального и эмоционального напряжения. Но когда молодые люди осведомлены о Б-ге и приобретают склонность к духовному, начинают понимать его сущность, они настраиваются на высший смысл жизни. Они становятся людьми, связанными с родителями уважением и любовью. Людьми, которые не претендуют на чужую собственность. Людьми, которые протягивают руку помощи другим, щедро отдают им свое время и свою любовь.

Истинный воспитатель – не тот, кто просто сообщает факты, а тот, кто учит ребенка мыслить, находить ответы на вопросы в согласии с принципами, которым его научили, и не зависеть целиком от родителей иди учителей при решении проблем, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Если на заданные вам вопросы постоянно отвечает кто-то другой, вы, возможно, избежите ответственности за ошибку. Но если вы научитесь мыслить самостоятельно, то получите глубокое удовлетворение, отдавая себе отчет, что действуете по своей инициативе. Это согласуется с причинами, по которым Б-г создал мир. Вспомним, что мир был создан не для того, чтобы марионетки могли разыгрывать заранее заготовленный сценарий, а для того, чтобы каждый человек имел право на собственное мнение и свободу действовать честно и эффективно.

Обучение требует скромности. Учитель в большинстве случаев не источник, а лишь средство передачи информации, поступающей из более обширного хранилища. Он никогда не должен испытывать гордость по тому поводу, что ему выпало распространять знания. Однако возможность приобщать детей к знаниям позволяет ему чувствовать себя счастливым. При этом необходимо помнить следующее. Слова, идущие из сердца, входят в сердце. Учитель должен думать, что говорить, и служить живым примером того, чему он учит.

При работе с любым ребенком учитель должен точно определить и развивать его потенциал, не приписывая ему способностей, которыми, по нашему мнению, он должен обладать. Задача состоит в том, чтобы воспитать человека, который сможет стоять на своих, а не на ваших ногах. Мы часто думаем, что абсолютные, догматические ценности человек сохранит с детства на всю жизнь. Это лишь половина дела. Да, эти ценности должны быть выражены, выражены на языке ребенка, так, чтобы они стали его частью, слились воедино с его личностью, проникли в его дух.

 

 

 почта